Меню

Налево пойдешь…Направо пойдешь…Прямо пойдешь…Или — Каким туристом быть? (Часть1)

Автор: Моторина Светлана, Рубрика: Прочее, 29 Сентябрь, 2014

Позволю себе немного поразмышлять на тему организованного туризма и самостоятельного туризма. Машенькин «Первый раз в первый класс» отложил публикацию уже готовой статьи на месяц, так что не судите строго, если некоторые события последних месяцев не упоминаются.

Итак, поехали….:)

Вопрос, заданный в названии статьи, в последнее время достаточно актуален. Как я только что выяснила, в начале августа расстался со своими туристами еще один туроператор, но перед этим успел продать туры аж до ноября. Очень неприятно оказаться за границей без проживания, без обратного билета и вообще с хорошо помотанными нервами…Так что же нужно делать, чтобы не оказаться в подобной ситуации? Ну, или, скажем так, максимально снизить риск того, чтобы в ней оказаться?

Рассказываю, как это всё вижу я.

Сначала рассмотрим случай, когда для Вас подходит исключительно организованный туризм. То есть Вы ни в коем случае не хотите или, так тоже бывает, можете самостоятельно бронировать проживание, приобретать билеты, страховку и (этот пункт часто оказывается самым пугающим, получать визы.

На данный момент финансовые потоки между турагентами и туроператорами, с одной стороны, и перевозчиками и отельерами, с другой, идут с явным запозданием. То есть Вы, приобретая тур, тут же оплачиваете его агентству. Агентство с задержкой в несколько дней рассчитывается с туроператором. А вот туроператоры уже ждут — ведь Вы же покупали тур не за один день до вылета, когда он уже в подавляющем большинстве случаев оплачен — и должны расплатиться с последними звеньями цепи к моменту заезда конкретных туристов в конкретный отель. При этом ни для кого не секрет, что туристические туроператоры активно используют кредитные средства. Кредиты гасятся кредитами, при этом туроператоры зарабатывают на разнице между фактической стоимостью туров и стоимостью их продаж. Банки получают проценты за размещение средств. Туристы получают тур и отдыхают. Все довольны. Но тут случается непредвиденное: например, отдельные банки начинают чувствовать, что ситуация на финансовом рынке меняется, и риск-менеджмент банка ужесточает требования к выдаче кредитов. Нет, не этому конкретному туроператору, а вообще всем. А здесь наступает дата перекредитовки. Той самой, предполагаемыми деньгами которой пришло время расплаты с отельерами и перевозчиками. И получается в итоге, что нет денег — нет оплаты отеля — есть незаселенные и выселенные туристы без авиабилетов. То есть вся проблема заключается в финансовом менеджменте. Если эти проблемы затяжные (то есть финансовые показатели самой компании ухудшаются в течение длительного времени, все это отражается в финансовых документах, которые подаются в банк, и банк говорит в итоге «денег не дам»), то есть шанс узнать о них либо из публикаций в интернете, либо в туристических кулуарах… Например, на бирже Турдома (www.tourdom.ru). Кстати, могут существовать еще и косвенные признаки. Вот, например туроператор «Нева» страховал свои риски в СК СОГАЗ. За месяц до прекращения деятельности туристическая компания меняет страховщика, входящего в первую пятерку на нечто совершенно неизвестное населению, и потому явно не обладающее должным запасом страховых резервов. Данный факт явно не может трактоваться положительно. Вот. Справедливости ради отмечу, что анализировать такую информацию, даже если Вы ее вдруг найдете своевременно, то есть перед заключением договора о приобретении тура, достаточно сложно. Ну, а тем, кто предпочитает раннее бронирование, практически невозможно, так как получается, что на момент заключения договора в марте месяце у Вас никаких подозрений бы не было. Такая, в общем, нервная работа у финансовых аналитиков, когда главное – не пропустить нужную новость:)
Если же проблемы от туроператора по сути не зависят — ну, например, санкции какие на его банк накладываются или еще что-то в этом роде — то вообще ничего поделать нельзя. Раз Вы выбираете организованный вид отдыха, то нужно с этим риском смириться.

Но ведь существует еще и самостоятельный туризм. По сути, он заключается не только в снижении стоимости отдыха, но и в снижении рисков, которые в последнее время раскрываются во всей своей красе. И очень многие туристы сейчас заботятся уже не об экономии 10-20-30% от стоимости организованного отдыха, а о том, чтобы этот отдых вообще состоялся.

Итак, что мы знаем о самостоятельном отдыхе? Тут я, с Вашего позволения, буду ссылаться на собственный опыт и поездок, и продаж.

Во-первых, многие из тех, кто о нем слышал, но не пробовал еще отдохнуть самостоятельно, считают, что так отдыхать абсолютно точно дешевле. Если Вы считаете так же, то я вынуждена Вас огорчить: отдых оказывается дешевле не всегда, а только в тех случаях, когда
а. Вас интересует нетиповой отдых – нестандартное количество дней, непродающийся туроператорами отель или апартаменты, сложная поездка по нескольким курортам
б. Вы внезапно получаете возможность приобрести отель или билеты с большой скидкой, о которой не могли знать заранее
В случаях, когда Вас интересует стандартный тур на 7-10-14 дней на стандартный курорт, то туроператоры за счет пакетных скидок имеют возможность отправить Вас отдыхать по более низкой цене — опт побеждает розницу!

Во-вторых, риск при самостоятельной поездке тоже не равен нулю. Но здесь риск, который можно назвать «последствия действий туроператора» трансформируется в другой:)В какой, сейчас рассмотрим. Только укажу на еще один нюанс: в настоящее время многие туроператоры работают с физическими лицами практически напрямую, то есть через свои «стопроцентно-дочерние» турагентства. Если речь идет о снижении риска, то стоит приобретать туры именно через них, а не через «посторонние» турагентства, поскольку во втором случае между Вами и отелем/перевозчиком возникает еще одно звено. А как оно себя намерено повести, тоже никому не известно.

Самостоятельно формируя отдых, Вы, по сути, делаете то, что делает туроператор.

Сначала рассмотрим случай, когда исключены ВСЕ посредники: жилье бронируется напрямую у владельца, и общаетесь Вы именно с владельцем апартаментов или менеджментом отеля, билеты приобретаются на сайтах авиакомпаний (а не через авиаброкеров), такси или машина бронируется самостоятельно, страховка приобретается на сайте страховой компании, документы подаются в визовый центр или посольство самостоятельно.

Прямые контакты владельцев апартаментов можно найти на их личных сайтах и на сборных сайтах, которым владельцы апартаментов оплачивают размещение их информации на своих ресурсах. Одним из самых известных хорватских сайтов является www.brela.com: то есть берете название курорта, прибавляете к нему .com, и смотрите – что дают:) Например на «бреле.ком» собрана информация о паре сотен вилл, среди которых Вам предлагается сделать свой выбор

Плюсы очевидны – есть из чего выбрать, а какие тут могут быть минусы?

Во-первых, Вы, как уже было отмечено, проделываете достаточно непривычную и потому сложную работу, тратите время, а время – деньги. То есть, Вы должны понимать, что работа эта сколько-то стоит (ну, например, сколько стоит Ваш рабочий час? Умножаем на количество часов и получаем стоимость всей работы), но оплачиваться не будет:)
Во-вторых, владелец апартаментов может оказаться не слишком честным и порядочным человеком (да-да, говорят, такое тоже случается, хотя и редко, мы за 5 лет практики с этим явлением не встретились…постучала по столу:)), и возможно Вы получите другие условия проживания, чем были обещаны. То есть, общаясь с владельцем, Вы должны внимательно смотреть, как отвечают на Ваши вопросы, и уточнять все волнующие Вас моменты заранее – например, об условиях возврата предоплаты. И, кстати, никогда не воспрещается при личном общении просить скидку – в худшем случае ее просто не дадут:) Если по приезду условия Вашего проживания чем-то отличаются от ранее заявленных, и это Вам не нравится, то нужно заявить об этом владельцу и договориться либо о скидке за проживание, либо о том, чтобы он выполнил договоренности. В Хорватии, например, в этом может сильно помочь упоминание туристической инспекции. Её прихода в дом никто там с радостью не ждёт.

С покупкой авиабилетов проблем никаких нет. Тут все просто. Единственная рекомендация — предпочтение отдавать регулярным рейсам, у них предсказуемое расписание и лучший сервис. К тому же, если летаете Вы достаточно часто, то через некоторое время получите от авиакомпании приятный сюрприз – билет, приобретенный за накопленные бонусы. Подобные бонусные программы есть у всех ведущих авиакомпаний.

То же самое с бронированием такси или машины для поездок на отдыхе – проблем в принципе возникнуть не должно. Но некоторое время на анализ информации о компаниях, которые занимаются пассажирскими перевозками или арендой автомобилей, у Вас все равно уйдет.

Визы. Здесь, если Вы все делаете в соответствии с визовыми требованиями нужной Вам страны, проблем быть не должно. Это на первый взгляд всё трудно, много действий и документов, а потом еще могут и визу не дать. Повторюсь, изучайте правила страны, куда Вы собрались ехать, общайтесь на форумах с теми, кто эту процедуру уже прошел, и никуда Вы от своей визы не денетесь. Но опять же время: анкеты заполнить, вопросы задать, по банкам пройтись, копии документов сделать, страховку (о ней позже) оформить, а потом еще пару раз отпроситься с работы и наведаться в визовый центр или посольство. В первом случае заплатите визовый сбор за визу и сервисный сбор за услуги центра (вот он, посредник, затесался все-таки:)), а во втором – только визовый сбор.

Страховка. Её, конечно же, рекомендуется делать, даже если Вы не собираетесь получать визу (в этом случае страховой полис у Вас в обязательном порядке попросят предъявить при подаче документов). Серьезное лечение – а случиться на отдыхе может всякое – за рубежом дорого оценивается. Условия у страховщиков приблизительно одинаковые. Если Вам все равно, кому и сколько платить, то смотрите топ-10 российских страховых компаний, выбирайте себе понравившуюся компанию и приобретайте страховой полис. Почти на 100% уверена, что это можно сделать на сайтах данных страховщиков. Что можно интересного сказать о страховых программах? Ну, например, если в момент наступления страхового случая Вы окажетесь в состоянии алкогольного опьянения, то возмещения Вам не видать ни у кого. То же самое с солнечными ожогами, они страховыми случаями не считаются. Если Вы неудачно упадете с велосипеда, или вдруг случится что на рафтинге, то расходы Вам возместят только при наличии специальной «расширенной» страховки, которая обычно дороже стандартно-пешеходной в два раза ровно. Еще есть понятия франшизы и условий страхования, которые детально расписывают, кто кому в каком случае что будет должен. Используя популярное нынче выражение, можно сказать, что букв там много у каждого страховщика. Так что ответственный подход опять же потребует времени.

Какие при самостоятельной организации отдыха плюсы?

Когда Вы соберете из такого конструктора свой отдых, то получите турпакет, полностью удовлетворяющий Вашим пожеланиям и возможностям. Цена в подавляющем большинстве случаев будет минимальной из цен, которую может получить человек, обладающей информацией, находящейся в свободном доступе. К тому же получение удовольствия от проделанной работы никто тоже не отменял:)

Что Вам потребуется в этом случае?

Время — раз, терпение — два, и очень желательно знание подходящего иностранного языка для бронирования жилья и трансфера — три. Хотя в нынешних условиях последнее может быть заменено он-лайн переводчиком – например, таким. Только предложения при переписке составляйте при этом максимально короткие, а то Ваш собеседник Вас попросту не поймет.

Продолжение следует

Добавляя комментарий, Вы соглашаетесь с правилами и политиками